Предлагаем вашему вниманию портрет современного ребёнка дошкольного возраста.
Содержание данной статьи будет полезно как родителям, заботящимся о всестороннем развитии и благополучии своих детей, так и педагогам, стремящимся качественно организовать образовательную деятельность с воспитанниками.
Детям дошкольного возраста свойственно комплексное развитие мыслительных операций (дети мыслят блоками, модулями, квантами); выше уровень интеллекта: дети 2-3 лет справляются с заданиями, рассчитанными ранее на детей 4-5 лет. Дети отличаются повышенной потребностью к восприятию информации, постоянно ищут возможности ее удовлетворения, если не получают необходимой «порции» информационной энергии, начинают проявлять недовольство или агрессию; информационный перегруз многих из них явно не беспокоит; объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Не испытывают стресса при контакте с техникой, компьютером, мобильным телефоном.
Рефлекс свободы: у современных детей система отношений доминирует над системой знаний. На смену вопросу «почему?» пришел вопрос «зачем?». Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы - они сами выстраивают стратегию своего поведения. Дети настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия. Отмечается их врожденное стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры:
- современному дошкольнику интересен не только мир предметов, игрушки. Дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе. Человек интересен ребенку со всех сторон: как биологическое и социальное существо, как созидатель и носитель культуры;
- современный ребенок - это гражданин, осознающий себя не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою родину, семью, сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее;
- современный дошкольник хорошо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать разные явления и события;
- современные дети в большей степени ориентированы на будущее, легко рассуждают о том, где и кем будут работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у них будет семья, в каких условиях они будут жить и как отдыхать;
- старшие дошкольники не только принимают учебную задачу, но и осознают ее смысл для себя. Как правило, он связан с успешным будущим ребенка: научусь читать - буду хорошо учиться в школе - поступлю в институт - получу отличную работу - буду хорошо жить!
- современный ребенок радует, с одной стороны, своей активностью, подвижностью, инициативностью и целеустремленностью, с другой - развитым воображением, склонностью к фантазированию и творчеству;
- дети способны самостоятельно мыслить и действовать, живут с ощущением внутренней свободы, жизнерадостны и оптимистичны, отличаются позитивизмом, развитостью интеллектуальных процессов, направленностью на познание окружающего мира;
- сегодняшний дошкольник быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон, ходит вместе с семьей и друзьями в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует, ориентируется в марках автомобилей, названиях производителей одежды и т.д.;
- дети любят играть, сочинять, фантазировать, т.е. активно ориентированы на самоценные, детские виды деятельности;
- в поведении детей наблюдаются некоторые проявления взрослости, зрелость в суждениях, ориентация на будущее, понимание самого себя, своих интересов, потребностей, возможностей;
- дети живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека. Компьютер является не роскошью, а средством труда, познания, досуга;
- современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощенными, открытыми, проявляют большую самостоятельность, инициативность, они проявляют чувства свободы и независимости;
- любимыми героями современных детей являются герои детской мультипликации;
- изменения происходят и в интеллектуальной сфере детей, им присуща большая информированность они стали более развитыми, любознательными, легко и свободно ориентируются в современной технике и во взрослой жизни; что самолет приземляется на шасси, а в галактике, кроме нашей планеты, есть и другие...», «С ними можно поговорить, поспорить, такого не было раньше...»;
- предпочтения, интересы, суждения детей о жизни в значительной степени зависят от уровня жизни и возможностей родителей и изменяются от района проживания (в столичном городе, областном центре, провинции, пригороде, том или ином районе города и т.д.);
- дети стали более живыми, шумными, эмоциональными. Они лучше воспринимают разную информацию, быстрее запоминают стихи, песни;
- дети испытывают трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, обусловленные комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, гипоактивностью, пассивностью ребенка и пр.);
- дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.
Несмотря на изменения в мире, обществе, семье, современные дошкольники продолжают оставаться детьми. Они любят играть, только содержание игр, игровые интересы несколько изменились. Наряду с сюжетно-ролевыми играми, дети выбирают игры с современными конструкторами, различные головоломки, знают и увлекаются компьютерными играми;
Таким образом, при организации образовательной работы с детьми необходимо учитывать (с поправкой на индивидуальные особенности, уникальность личного социального опыта, социокультурной ситуации), что современный ребенок-дошкольник обладает:
- достаточно развитым восприятием многофакторных качеств и отношений объектов, явлений и ситуаций;
- памятью достаточно развитой для удержания, сопоставления вновь воспринятого с уже бывшим в более раннем опыте;
- мышлением, достаточным для осознания, установления связей между сложными многоуровневыми многофакторными явлениями и событиями;
- речью, позволяющей объяснять свои представления и состояния, как ситуативные, так и перспективные, что позволяет ребенку вступать в отношения разного уровня и направленности;
- исследовательской инициативой, побуждающей ребенка к поиску новых впечатлений и позволяющей успешно исследовать сложные, многосвязные, физические и социальные объекты и явления, выявляя их скрытые сущностные характеристики и сети внутренних причинных взаимодействий;
- сложившейся «субъектностью», позволяющей ему действовать самостоятельно и автономно не только как субъекту деятельности, но и как субъекту социальных отношений;
- внутренней позицией, которая, в основном, будет сформирована как новообразование к семи годам, но уже сейчас позволяет ребенку индивидуально (на основе собственных мировоззренческих представлений) относиться к событиям и явлениям происходящим в жизни ребенка.
Статья подготовлена по материалам ГАОУ ДПО СО ИРО, по результатам современных международных и российских исследований дошкольного образования (Miliar&Bizzell, 1983; Karnesetal., 1983; Schweinhartи Weikart, 1997; Nabuco&Sylva, 1996; Sylvaetal., 2001; Siraj-Blatchford&Sylva, 2000)
Фото с сайта: https://yandex.ru/images/search?img_
Добавить комментарий